«Печка греет, печка кормит, печка лечит».
По убеждению наших предков, магическая сила пылающего в печи огня имела очистительную сил. Она исцеляла хворого. Поэтому именно перед устьем печи принимались многие оздоровительные процедуры.
Целебную силу имел не только огон, но и все, что имело отношение к печи, начиная от кирпичей и скрепляющего их раствора (опечины) и закачивая золой и древесным углем. Особыми целебными свойствами отличались не только настои и отвары, но и повседневная еда, приготовленная в русской печи.
От простудных заболеваний на печке исцелялись за один-два дня. При легкой простуде больному давали выпить порушки (отвара сухой малины с медом) и отправляли на печку с наказом прижимать пятки к горячим кирпичам так долго, «сколько терпеть можно». На другой день после такой процедуры простуду «рукой снимало».
Простуду, а также радикулит народные знахари лечили на печи с помощью «пупошников» - маленьких глиняных горшочков.
После парной бани больного клали на печь животом вниз. Затем разрезали пополам несколько картофелин и в каждую половинку втыкали по три спички или небольшие березовые лучинки. Лучинки поджигали и ставили картофелину на больное место. Сверху картофелину накрывали «пупошником», который присасывался к коже подобно стеклянным медицинским банкам.
Таким же способом ставили все остальные горшочки. Когда через несколько минут «пупошники» отваливались, картофелины убирали, больному давали выпить малинового взвара, накрывали теплым одеялом и оставляли выспаться на печи до утра. В иных местах, перед тем как залезть на печь, больной принимал ванну из снеговой воды. В печи в больших чугунах предварительно растапливали собранный на огородах снег.
Одновременно нагревали в топливнике один или несколько песчаных камней. Снеговую воду выливали в большую бочку, поставленную у печи. Вслед за этим в бочку бросали нагретый на огне камень. Когда вода от камня нагревалась, в бочку опускался больной и сидел в воде до тех пор, пока его не прошибал пот. После этого больного обтирали, давали выпить малинового взвара и отправляли на жарко натопленную печь.
ЛЕЧЕНИЕ ПЕРЕД УСТЬЕМ ПЕЧИ
Согласно одному старинному поверью, печной огонь способствует заживлению кровоточащих ран и порезов. Например, порезал человек по неосторожности палец, и кровь продолжает сочиться сквозь ветошку или бинт.
Если в это время в доме топится печь, помочь горю считалось не таким уж трудным делом. Достаточно было кусочек окровавленной ветошки повесить на почтительном расстоянии от огня, где-нибудь над шестком так, чтобы жара сильного не было и в то же время тепло ощущалось. Считалось, что как только ветошка высохнет, так и кровь остановится, а рана затянется.
Однако если кто по неосторожности двинет ветошку слишком близко к огню, то не только не остановит кровотечение, но и накличет на себя беду. Такова, по мнению наших пращуров, сила чудесной связи человеческого организма с огнем родного очага.
Лечение печной ЗОЛОЙ
Лечение печной золой широко использовалось на Руси, благо она всегда была под рукой в каждой избе.
Например, в старинных лечебниках золой или пеплом рекомендовали лечить излом, то есть ушиб: «Аще у человека излом, еловый пепел смеси с желтком яичным прикладывай к излому...»
Другой рецепт предлагает ушиб «прививать можжевеловым пеплом с яичным белком смеся вельми добро».
Но зола золе рознь, если приходилось лечить болезни глаз, то предпочтительно было ее получать из терна: «Егда бельмо на оце, терние из лесу нажещи, пеплом посыпай, то и лакомство...»
Собранную золу тщательно перемешивали в горшке или корчаге и оставляли на шестке до поры до времени.
Лечение опечиной
Не только уголь и зола, но даже опечина, или печина (пережженная глина, находившаяся в печной кладке между кирпичами) применялась в народной лечебной практике. Опечину перетирали в мелкий порошок, ссыпали в глиняный кувшин, плотно закрывали и хранили до поры до времени. Перед употреблением ее заваривали кипятком и давали пить при лихорадке. Если у грудного ребенка появлялись опрелости, их тут же присыпали просеянной опечиной, и болезненное раздражение кожи довольно быстро исчезало.
Лечение дымом
То, что дым сжигаемых растений может оказывать лечебное воздействие не только при окуривании помещения, но и при вдыхании (ингаляции), было хорошо известно врачевателям древней Руси.
Самым простым древнейшим ингалятором, с помощью которого получали дым с определенными лечебными свойствами, был обычный печной кирпич.
На раскаленный кирпич сыпали измельченную траву, которая тут же начинала тлеть, источая густой ароматный дым. Больной наклонялся над кирпичом и втягивал в себя дым, поднимающийся от травы.
по материалам: Г. Федотов
Движение Жизни - о жизни наших предков
ЦЕЛЕБНАЯ РУССКАЯ БАНЯ http://vk.com/wall-31239753_71856
РУССКАЯ ИЗБА http://vk.com/wall-31239753_80835
Источник: vk.com/club44303207