Что ни говорите, а кока-кола — один из самых популярных газированных напитков в мире. Видать на нашей маленькой планете уже не осталось мест, куда не попадал сей напиток, и то ли эскимосы, то ли африканские туземцы, то ли индусы, то ли цивилизованные европейцы, все так или иначе, но хоть раз пробовали ее величество кока-колу. В наше время кока-кола — это многомиллиардный бизнес с многомиллиардными (и конечно же доларовими) доходами, а компания Кока-кола — одна из крупнейших мировых транснациональных корпораций, и самый дорогой в мире бренд. (А это вам не абы что). О, вспомнил хороший анекдот про кока-колу:
Пришли как-то представители компании «Кока-кола» на аудиенцию к Папе Римскому и говорят: — Ваша светлость, наша компания «Кока-кола» готова пожертвовать миллионы долларов на нужды католической церкви. Но у нас есть маленький просьба: в молитве «Отче наш» надо заменить слова «И хлеб наш насущный дай нам сегодня» на «И дай нам колу насущную сегодня ». Папа Римский с ярость кричит: — Вон отсюда, богохульники!!! — И прогоняет представителей Кока-колы. После Папа приходит в себя, успокаивается, снимает трубку и звонит своему заместителю: — Алло, кардинал, посмотрите, пожалуйста, когда у нас заканчивается контракт с пекарями.
Итак, Кока-кола, которая стала чуть ли не символом мировой глобализации, напиток, который активно рекламируется по телевидению, радио и другим средствах массовой лжи (ой, то есть информации). Напиток, ежегодные продажи которого в мировом масштабе достигают многих миллиардов долларов, а значит «пипл хавает», а ложь (то есть реклама) работает. Хотя сейчас, наверное, только последний лентяй не знает о чрезвычайной вредности этого напитка, и о том, что с помощью кока-колы можно прекрасно вывести ржавчину, смыть налет в унитазе, растворить накипь в чайнике, отполировать старые монеты и т.д. А теперь представьте, что этот хоть и якобы вкусный напиток будет делать в вашем желудке. Так, уже ни для кого не должно быть секретом и неожиданностью — длительное употребление кока-колы на раз-два-три приводит к серьезным заболеваниям желудочно-кишечного тракта, в частности к гастриту (причем хроническому), язве желудка и двенадцатиперстной кишки, нарушениям со стороны желчевыводящих путей, заболеваниями поджелудочной железы. Так что, праздник приближается? (Рекламный слоган кока-колы: «праздник приближается» даже я практически совсем не смотря телевизор, видел ту рекламу с Санта-Клаусом, который, как оказалось, с потрохами продался компании «Кока-кола»)
Но так было не всегда. Как ни странно это звучит, но первоначально напиток кока-кола задумывался и позиционировался как … лекарство. А теперь давайте снова включим нашу машину времени и погрузимся в глубины истории. Итак, на дворе 1886 год, 8 мая, город Атланта в американском штате Джорджия. Только что отгремела американская гражданская война между индустриальным севером и рабовладельческим югом (который как знаем, потерпел полное поражение, а с ним вся рабовладельческая система «прогрессивной» Америки). А вот и наш герой — фармацевт Джон Стит Пембертон, в своей аптеке делает фармацевтические опыты с листьями коки — растения, произрастающего в Южной Америке и орехов тропического дерева колы. В прошлом Джон Пембертон в качестве офицера армии Конфедерации (войска рабовладельческого юга) принимал самое непосредственное участие в гражданской войне, и во время битвы при Коламбусе получил ранение. В военном госпитале бедолага офицер пристрастился к морфию. Морфий — наркотик, который активно использовали в лечебных целях, как сильное обезболивающее, но как любой наркотик, морфий вызывает зависимость и наконец полное разрушение организма.
В своих экспериментах с кокой и колой Джон Пембертон лишь пытался изобрести лекарства, которые позволили бы ему (и другим морфинистам) избавиться зависимости от морфия. Только и всего. А изобрел кока-колу …
Хотя фактически Пембертон один наркотик заменил другим, ведь растение коки еще какое наркотическое, это именно из него добывают кокаин. Если окунуться в историю еще глубже, то кока с давних времен активно использовалась американскими индейцами как сильное тонизирующее средство, некий старинный енержайзер. Пожевав листья коки, индейские воины были способны запросто совершать длительные переходы по тяжелым и горным дорогам, а местные шаманы входили в коннект с духами.
Правда сначала Пембертон не знал об откровенном вреде этого наркотика, ведь в 19-м веке кокаин вообще не считался чем-то вредным и запрещенным, а нюхнуть кокаинчика было что-то вроде, пойти «выпить пивка для рывка» и вообще частенько кокаин подмешивали в различные напитки вместо спирта.
И вот уже первая порция «целительной» микстуры — кока-колы продается в аптеке Пемребтона по цене 5 центов за стакан. Вскоре Пембертон патентует этот напиток как лекарство от морфия, и еще как просто хорошее средство для улучшения настроения, бодрости, и вообще как лекарство от любых нервных болезней. Он даже утверждал, что кока-кола может исцелять от импотенции. А вот что интересно, сделана на три четверти из листьев коки (которые как известно весьма наркотические) и одной четвёрти из ореха колы, напиток кока-кола в самом начале своего существования «вставлял» по более, чем пиво, а даже чем водка — ведь он содержал в себе самый настоящий кокаин. А в 1903 году в газете «New York Tribune» даже появилась статья о том, как местные негры (пардон — афро-американцы) накирявшись кока-колы стали нападать на белых (и вероятно пушистых) людей. После этого скандала в кока-колу стали добавлять не свежие листья коки, а уже выжатые и высушенные, из которых был удален весь кокаин, и кока-кола уже больше никого и никогда не «вставляла». (А-я-яй, наверняка местные пьяницы огорчились не надолго и снова вернулись к традиционной водочки и всяким виски)
Финансовый успех и популярность к кока-коле пришли не сразу. В первый год существования напитка его активно употребляли только 9 человек, а годовая выручка от продаж составила всего 50 долларов! Притом что на производство напитка пришлось затратить 70 долларов — то есть бизнес вообще был убыточен. Но в последующие годы дела пошли лучше, и все больше и больше людей стало употреблять кока-колу. А вот как ни странно, но коммерческому успеху кока-колы сильно послужила халатность одного продавца аптеки, который разбавлял кока-колячий сироп водой — он банально перепутал краны и вместо того, чтобы разбавить обычной водой, разбавил газированной. Газированная кока-кола покупателям пришлась по вкусу, куда больше чем обычная, а продажи с тех пор стремительно пошли вверх.
Рекламный плакат кока-колы, 1890 год.
Двадцатый век становится настоящим звездным часом для кока-колы. Уже в 1902 году кока-кола — самый популярный напиток в США, а годовой оборот компании составляет 120 тысяч долларов. В 1915 году кока-колу начинают массово выпускать вот в таких стеклянных бутылочках.
Конечно, ни о каких лекарствах уже не идет и речи, а кока-кола позиционируется как праздничный напиток. Большую роль в ее популяризации сыграла удачная реклама, особенно участие в ней такого любимого всеми детьми Санта-Клауса. После второй мировой войны кока-кола начинает активно экспортировать свою продукцию в другие страны и становится транснациональной корпорацией. Небывалый коммерческий успех напитка породил немало конкурентов, крупнейшим из которых была компания Пепси-кола, а маркетинговые войны и баталии между двумя компаниями, пожалуй, заслуживают отдельный обзор. И как мы знаем, кока-кола победила и стала вместе с Макдональдсом одним из символов США и пожалуй мировой глобализации.
Пойду наверное куплю себе немного той кока-колы, а то в моем чайник нужно накипь растворить и с унитаза налет смыть. А как хочется чего-нибудь выпить, то уж лучше купить себе пивка, ведь как ни крути, а оно куда полезнее кока-колы. http://travel-in-time.org/istoriya-izobreteniy/istoriya-koka-kolyi-ot-lekarstv-do-otravyi/#more-338
|